кремация

КРЕМА́ЦИЯ. Из редких упоминаний в Библии случаев сожжения трупов можно заключить, что, в отличие от некоторых современных им народов, древние израильтяне усматривали в кремации надругательство над покойным, считая нормой погребение тел (ср. Быт. 3:19; Втор. 21:23). Даже сожжение костей вражеского царя другим чужеземным царем Амос считает непростительным грехом (2:1). Иошияху осквернил жертвенники языческих богов, предав на них огню останки иудейских жрецов, служивших этим божествам (II Ц. 23:16 и в других местах).

Единственный случай предания огню тел израильтян, убитых на войне (I Сам. 31:11,12), следует, видимо, приписать желанию избавить их от возможного надругательства. В сообщениях о сожжениях при похоронах некоторых царей (Иер. 34:5; II Хр. 16:14) имеется, очевидно, в виду сжигание личных вещей умершего или благовоний в честь него (ср. Тосеф, Санх. 4:3).

Исходя из указания Талмуда и позднейших галахических источников (см. Галаха) на то, что предписание об обязательном погребении тела умершего содержится уже в Пятикнижии (Санх. 46б; ТИ., Наз. 7:1, 55г; Майм. Сефер, Мицвот асе 231), ортодоксальное еврейство считает кремацию противной духу и традициям иудаизма, отрицанием веры в воскресение из мертвых и поруганием достоинства умершего (хиллул квод ха-мет). Более либеральные круги, отвергая кремацию, тем не менее разрешают захоронение пепла покойного на еврейском кладбище. Ультраортодоксальные общины не принимают такого компромисса.

Движение реформизма в иудаизме относится к кремации гораздо более терпимо. Конференция американских реформистских раввинов постановила в 1892 г., что раввин не имеет права отказываться от участия в церемонии кремации. Того же взгляда придерживаются и раввины европейских реформистских и либеральных общин.

Смотрите также

Кагановский Эфраим

Карлебах Шломо

Каро Иосеф бен Эфраим

Кипр

Кусевицкий Моше