Кусевицкий Сергей
КУСЕВИ́ЦКИЙ Сергей (Серж; 1874, Вышний Волочек, – 1951, Бостон, США), дирижер, виртуоз-контрабасист и музыкальный деятель. Родился в семье бывшего военного музыканта, организовавшего семейный оркестр, в который, кроме отца и Сергея, вошли еще три его брата и сестра. Оркестр играл на свадьбах, в трактирах, на ярмарках и летних гуляниях. В 1891 г. Кусевицкий, уже владевший игрой на альте, виолончели и контрабасе, приехал в Москву для обучения дирижированию, однако, опоздав к приему, был принят в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (в класс контрабаса Й. Рамбаусека), которое окончил в 1894 г. Еще в 1892 г. он стал контрабасистом оркестра в оперном театре Мамонтова, в 1894 г. был принят в оркестр Мариинского театра, а в 1895 г. — в оркестр Большого театра и получил звание артиста императорских театров. С 1896 г. выступал с сольными концертами как контрабасист, в 1901 г. становится концертмейстером контрабасов оркестра Большого театра и профессором по классу контрабаса Музыкально-драматического училища. В это же время Кусевицкий становится одним из лидеров музыкальной жизни в России, поднимая непопулярный прежде для сольных выступлений контрабас на высокий исполнительский уровень и завоевав популярность, соизмеримую с популярностью лучших пианистов, скрипачей и вокалистов. В 1905 г. Кусевицкий женился на Наталье Ушковой, дочери миллионера, готового вкладывать деньги в искусство. Получив финансовую свободу, Кусевицкий смог реализовать свое стремление стать дирижером, а также воплотить в жизнь идеи, связанные с развитием музыкального искусства. В 1905–1909 гг. жил в Европе. В 1905–1908 гг. учился дирижированию. Среди его учителей — К. Мук. Ф. Моттль, Р. Штраус, Ф. фон Вайнгартнер, А. Никиш, Г. Малер. В 1908 г. дебютировал как дирижер в Берлине, исполнив программу современной русской музыки, затем также с программой русской музыки успешно выступил в Лондоне; затем в Вене дирижировал исполнением произведений Бетховена. В сезоне 1908–1909 гг. критика назвала Кусевицкого «одним из самых даровитых дирижеров молодого поколения». В 1909 г., вернувшись в Россию, Кусевицкий основал в Москве Оркестр Кусевицкого, ставший первым московским постоянным симфоническим оркестром, и «Российское музыкальное издательство» с целью пропаганды русской музыки, в 1912 г. основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную библиотеку. В те же годы Кусевицкий занял ряд постов в общественных организациях: председатель правления Общества призрения престарелых артистов, почетный член московского Общества оркестровых музыкантов, член жюри петербургского конкурса скрипачей имени Л. Ауэра, участник издания журналов «Аполлон» и «Студия», один из учредителей акционерного общества «Московские общедоступные театры» (наряду с С. Мамонтовым, К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко). Роль Оркестра Кусевицкого в русской музыке трудно переоценить. На его концертах исполнялось, наряду с классикой, много новой русской и западной музыки. Особо примечательна роль Кусевицкого и его оркестра в пропаганде музыки Скрябина; кроме того, Кусевицкий оказывал материальную помощь Скрябину до 1910 г., прекратившуюся после конфликта Скрябина с Кусевицким.
В 1917–20 гг. Кусевицкий возглавил Государственный симфонический оркестр в Петрограде (бывший придворный), фактически продолживший традицию Оркестра Кусевицкого в Москве. В первые годы после революции Кусевицкий продолжал активно выступать как контрабасист и дирижер и заниматься музыкально-просветительской деятельностью. В 1920 г. он дирижировал в Большом театре исполнением оперы П. Чайковского «Пиковая дама», в те же годы выступал в ансамблях с С. Рахманиновым, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, часто музицировал в квартире А. Луначарского. Последней его крупной работой в советской России явилось участие в попытке реформирования отечественного музыкального образования. Московская комиссия МУЗО НКП (музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения), куда Кусевицкий был приглашен А. Луначарским в качестве члена художественного совета, разработала проект, который не был реализован, и в 1920 г. Кусевицкий покинул Россию. Сохранив в зарубежных банках значительную часть капитала, он смог продолжить свою деятельность в Европе. В 1921 г. он основал в Париже оркестр и стал проводить с ним «Симфонические концерты Кусевицкого» (в которых в 1921–38 гг. состоялись премьеры многих сочинений русских и французских композиторов, созданных порой по инициативе Кусевицкого), продолжил издательскую деятельность, переведя из Москвы в Париж «Российское музыкальное издательство» и основав его филиалы в Лондоне и Нью-Йорке.
В те же годы Кусевицкий активно работал в опере, участвовал в создании спектаклей в парижской «Гранд опера» и в Барселонской опере, в 1928 г. дирижировал в Париже премьерой оперы С. Прокофьева «Огненный ангел». В 1924 г. Кусевицкий получил приглашение занять должность главного дирижера Бостонского симфонического оркестра и занимал эту должность до 1949 г. Под его руководством Бостонский симфонический оркестр стал ведущим коллективом в Соединенных Штатах Америки, а затем завоевал мировое признание. В течение всей жизни Кусевицкий продолжал оставаться неутомимым пропагандистом русской музыки 19–20 вв., он дирижировал исполнением произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского. Кусевицкий пользовался авторитетом в музыкальном мире; к годовщине 50-летия Бостонского симфонического оркестра (1931) по его просьбе специально к этому случаю написали новые произведения И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Онеггер, С. Прокофьев, А. Руссель, М. Равель, А. Копленд, Дж. Гершвин. В 1942 г., после смерти жены, Кусевицкий основал и посвятил ее памяти Музыкальную ассоциацию (издательство) и Фонд имени Натальи Кусевицкой, помогающий композиторам. Им были организованы летние концерты оркестра в пригороде Бостона Танглвуде, способствовавшие открытию там в 1940 г. Беркширского музыкального центра, а также Тэнглвудской летней школы молодых музыкантов, где Кусевицкий вел класс дирижирования. К работе в школе Кусевицкому удалось привлечь композиторов П. Хиндемита, А. Онеггера, О. Мессиана, Л. Даллапиколо, Б. Мартину. В США учеником и близким другом С. Кусевицкого стал Л. Бернстайн. Одним из открытий Беркширского музыкального фестиваля 1942 г. стал Альфредо Кокоцца — будущий великий тенор Марио Ланца (Кусевицкий стал автором его псевдонима).
Уступив в 1949 г. пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра Ш. Мюншу, Кусевицкий инициировал первые гастроли Израильского филармонического оркестра в США, в 1950 г. дирижировал в Израиле циклом концертов этого оркестра. Он много концертировал в Европе, США и Латинской Америке; последний концерт с участием Кусевицкого состоялся в Сан-Франциско, за три месяца до его смерти. Свою нотную библиотеку Кусевицкий завещал Еврейскому университету в Иерусалиме, а коллекцию музыкальных инструментов — Академии музыки имени С. Рубина (Иерусалим).
Дирижерскому стилю Кусевицкого свойственны яркий темперамент и сдержанность, что при четкой технике дирижирования позволяло ему добиваться совершенства оркестрового исполнения. Интерпретации Кусевицкого отличаются чрезвычайным вниманием к авторскому тексту и замыслам. Так, после записи исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича, получив список замечаний автора, он сделал новую запись с их учетом. Кусевицкий также занимался композицией, среди его произведений — концерт для контрабаса с оркестром и «Пассакалия на русскую тему» для оркестра. В личности и творчестве Кусевицкого сочетались выдающийся инструменталист и дирижер, музыкальный просветитель и меценат.
Кусевицкий был награжден во Франции орденом Почетного легиона (1925), в США был почетным профессором университетов в Брауне (1926), Руджерсе (1937), Йелле (1938), Рочестере (1940) и Бостоне (1945), почетным доктором искусств в Гарвардском (1929) и Принстонском (1947) университетах. В 1963 г. учреждена премия имени Кусевицкого, присуждаемая Международной ассоциацией музыкальных критиков за запись исполнения новаторских произведений; среди лауреатов — М. Копытман).