Коржавин Н.
КОРЖА́ВИН Н. (псевдоним, настоящее имя Мандель Наум Моисеевич; родился в 1925 г., Киев), русский поэт и публицист. Первая публикация в 1941 г. В 1946 г. поступил в Литературный институт имени М. Горького в Москве (окончил в 1959 г.). В 1947 г. арестован за стихи против И. Сталина и его режима, в 1947–52 гг. находился в сибирской ссылке. В 1955 г. окончил горный техникум в Караганде. В том же году вернулся в Москву, и его стихи и литературно-критические статьи стали появляться в центральной печати. Но его гражданская и философская лирика, а также публицистика распространялись главным образом в общедемократическом, а в начале 1970-х гг. и в еврейском самиздате и оказали значительное влияние на общественные позиции литераторов поколения так называемой оттепели (Е. Евтушенко, В. Максимов и др.). В 1963 г. в Москве был издан сборник его стихов «Годы» — итог двадцатилетней работы. Основные темы сборника — размышления о судьбе современника, об искусстве, об исторических событиях, в том числе и о Катастрофе европейского еврейства («Мир еврейских местечек», написано в 1945 г.; «Дети в Освенциме», написано в 1961 г.). В 1973 г. был исключен из Союза писателей СССР и покинул Советский Союз. С 1974 г. живет в США. На Западе вышли сборники его стихотворений и поэм «Времена» (1976) и «Сплетения» (1981; в поэме Коржавин рисует образ своего ортодоксального деда из оторванного от окружающей жизни России местечка и размышляет о собственной судьбе еврея-эмигранта, русского интеллигента).
Постоянно подчеркивая свою принадлежность к русской культуре, любовь к России и недопустимость эмиграции, Коржавин, однако, не игнорирует и часто обсуждает в поэзии и публицистике проблемы, связанные с его еврейством, в также с общим положением евреев как в диаспоре, так и в Израиле. В философской драме «Однажды в двадцатом» Коржавин, касаясь движущих сил русской революции, создает два выразительных еврейского персонажа. (Драма была поставлена в ноябре 1967 г. в Московском драматическом театре имени К. Станиславского без права распространения в других театрах СССР; на русском языке не напечатана.) Судьбам российского еврейства посвящены поэмы «Абрам Пружинер. Сказание о старых большевиках Новороссии и новых московских славянофилах» (написана в 1971 г., опубликована частично в самиздатском журнале «Евреи в СССР», №10, 1973–74) и «Поэма существования» (в самиздате — «Бабий Яр»; журнал «Время и мы», №1, 1975, Т.-А.). Одним из наиболее ярких в СССР выступлений против антисемитской и антисионистской кампании в советской и польской прессе после Шестидневной войны была распространенная в самиздате в 1968 г. статья Коржавина «Опыт внутренней биографии» (переиздана в журнале «Континент», №2, 1975, под заглавием «Опыт поэтической биографии»). В своих произведениях Коржавин неоднократно касается тех или иных аспектов еврейского самоощущения — например, «Песня русского советского писателя Григория Свирского, которую он будет исполнять под шарманку в приморском кабачке “Березка” (Тель-Авив)» (1976) — ироническая баллада о советских эмигрантах-евреях, которые даже в Израиле тоскуют по своим «врагам любимым» — антисемитам; «Психология современного энтузиазма» («Континент», №8–9, 1976) — полемическое эссе о двойственной морали левой интеллигенции по отношению к Израилю.