Миха

МИХА́ (מִיכָה; в русской традиции Михей) ха-Морашти (то есть из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле), пророк, современник Исайи, живший в годы падения Самарии (около 720 г. до н. э.). Книга Михи — шестая среди книг малых пророков.

Пророчества Михи открываются предсказанием близкой гибели Самарии и вторжения врага в Иудею: во 2–3 главах пророк обрушивается на «глав Иакова» и «князей дома Израилева», творящих беззаконие и притесняющих народ, и на лжепророков; отрывок завершается угрозой грядущей гибели Иерусалима. Главы об избавлении (4–5) открываются пророчеством о конце дней, в котором первые три стиха дословно совпадают с Ис. 2:2–4, причем их универсалистский характер, уместный у Исайи, мало соответствует национальному характеру пророчеств Михи. Следующие за ними пророчества-утешения предвещают возвращение в Сион из рассеяния и восстановление царства Давидова в Иерусалиме, победу над Ассирией и милость Бога к Своему народу. Далее следуют обвинения (подобно главам 2–3), которые завершаются вестью о грядущем прощении и возвращении милости Бога (7:8–20).

В пророчествах Михи нет прямых упоминаний об исторических событиях его времени, в частности, о походах ассирийских царей в Сирию, Эрец-Исраэль и земли филистимлян. Перечень городов в Шфеле (1:10–15; 4:10–13), намекающий на вражеское вторжение, и упоминание Ассирии (в том числе как «страны Нимрода»; 5:6) носят весьма общий характер и связаны с идеей чудесного избавления. Миха не критикует внешнюю политику иудейских царей; его критический пафос обращен против социальной несправедливости, и резкость его инвектив, их горечь и ирония не имеют себе равных у других библейских пророков. Миха бросает обвинения в адрес всего народа (7:2–7), однако его гнев обращен в первую очередь против богатых, вождей и лжепророков.

О пророчествах Михи упоминает спустя столетие Иеремия (26:18–19), сообщая, что, услышав эти пророчества, царь Хизкияху молил Бога о милости, и Он отвратил Свой гнев.

Некоторые исследователи усомнились в авторстве и времени создания пророчеств-утешений Михи, утверждая, что идея возвращения рассеянных в Сион вряд ли могла быть актуальна в его дни. Однако эта идея могла получить хождение после разрушения Самарии и, таким образом, связана с мечтой о возвращении из пленения ассирийского. В отличие от концепций Исайи, у Михи возвращение рассеянных не связано с раскаянием и восстановлением правосудия и справедливости; избавление обусловлено исключительно милостью Бога, истоки которой — в Завете, заключенном Им с праотцами Израиля, и носит национальный характер, а не связано с избавлением всего человечества. Миха трактует возрождение Израиля как восстановление его мощи под властью царя — грозного воителя.

Еще один, более ранний пророк по имени Миха (II Хр. 18:14), чаще называемый Михайаху, сын Имлы, известен своими обличениями царя Ахава и предсказанием его гибели (I Ц. 22:7–28; II Хр. 18:6–27).

Смотрите также

Мадагаскар

Майерович Цви

менора

Мескин Амнон

Мизрах