Монтефиоре Клод Джозеф Голдсмид
МОНТЕФИО́РЕ Клод Джозеф Голдсмид (Montefiore, Claude Joseph Goldsmid; 1859, Лондон, – 1939, там же), еврейско-английский религиозный мыслитель, писатель и филантроп. Монтефиоре — внучатый племянник сэра Мозеса Монтефиоре и внук английского финансиста и общественного деятеля, сэра Айзека Лайона Голдсмида (см. Голдсмид, семья). Окончил Оксфордский университет, где испытал сильное влияние известного исследователя Древней Греции и либерального христианского мыслителя Б. Джоуэтта, затем изучал еврейскую теологию в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс в Берлине. Отказался от намерения стать раввином в реформистской (см. Реформизм в иудаизме) синагоге, основанной семьей матери Монтефиоре (Голдсмид) в западном Лондоне; однако продолжал интенсивные занятия иудаизмом под руководством Ш. Шехтера и стал одним из выдающихся знатоков и проповедников Библии в Англии.
Монтефиоре был одним из основателей и лидером либерального иудаизма и сторонником самой крайней из каких-либо предлагавшихся реформ в иудаизме. В многочисленных лекциях, статьях и книгах («Библия для домашнего чтения», тт. 1–2, 1897–99; «Лекции о происхождении и развитии религии, иллюстрированные религией древних евреев», 1892; «Синоптические евангелия», тт. 1–2, 1909; «Раввинистическая антология», 1938, совместно с Х. М. Дж. Лёве /1882–1940/, и другие) Монтефиоре отстаивал идею так называемого универсального иудаизма, очищенного от всяких национальных и расовых элементов. Согласно Монтефиоре, даже древний Израиль был не нацией в обычном смысле, а избранным религиозным братством, «царством священников», которое Бог удостоил милости рассеяться по свету, чтобы поведать всем истинную веру. Христианство, по мнению Монтефиоре, частично выполнило эту миссию, но завершить ее должен универсальный иудаизм, то есть иудаизм Библии, не искаженный позднейшими историческими наслоениями. Считая огромным преимуществом еврейского монотеизма одновременное признание трансцендентности и имманентности Бога, Монтефиоре, вместе с тем, утверждал, что в целом иудаистская концепция Бога, взаимоотношения Бога и человека, а также неразрывная связь религии и морали в иудаизме весьма близки к христианству, хоть и не идентичны ему (противоположный тезис — о несовместимости еврейской этики, основанной на идее справедливости, и христианской, подменившей ее идеей любви, — выдвинул Ахад-ха-‘Ам). Монтефиоре относился с большим сочувствием к идее религиозного синкретизма и верил, что религия будущего воплотит все лучшее, что есть в иудаизме, христианстве и других религиях. Эта позиция привела Монтефиоре в ряды решительных противников сионизма, в котором он видел национальную «узость» и измену еврейскому универсализму. Монтефиоре пытался помешать обнародованию Декларации Бальфура и как президент Англо-еврейской ассоциации опубликовал совместно с председателем Борд оф депьютиз 24 мая 1917 г. в газете «Таймс» письмо с резкой критикой сионизма. Это письмо вызвало бурю протеста в еврейской общине Англии, ознаменовавшую начало упадка в ней власти «старой аристократии».
Монтефиоре всю жизнь занимался активной общественной и филантропической (см. Филантропия) деятельностью. В 1888 г. он основал, а затем многие годы финансировал и редактировал — до 1908 г. совместно с И. Абрахамсоном (1858–1924) — журнал «Джуиш куортерли ревью» (выходит и поныне), был основателем Англо-еврейской ассоциации, основателем и президентом Еврейского исторического общества, президентом Фребелевского общества, президентом Еврейского религиозного объединения; принимал участие в основании еврейских начальных школ, Вестминстерской еврейской общедоступной школы, Еврейского университетского колледжа и других. В 1926 г. Монтефиоре был избран президентом Всемирного союза прогрессивного иудаизма и оставался на этом посту до конца жизни. Монтефиоре был почетным доктором Оксфордского и Манчестерского университетов и Еврейского института религии в Нью-Йорке. Последние годы жизни он посвятил в основном литературной деятельности.