Наумбург Шмуэль
НА́УМБУРГ Шмуэль (Naumbourg, Samuel; 1817, Денненлоэ, Бавария, – 1880, Сен-Манде, близ Парижа), хаззан, дирижер, композитор и исследователь литургической (см. Литургия) музыки. Отец и дед Наумбурга были хаззанами. Юношей Наумбург пел в синагоге в своем городе, затем в Страсбуре и Мюнхене, где участвовал в хоре, руководимом известным в Германии хаззаном Меиром (Майером) Коном (1802–75); Наумбург брал уроки у М. Кона и помогал ему в составлении сборника «Мелодии мюнхенской синагоги» (1839, по другим сведениям, 1838 или 1841 гг.).
С 1843 г. Наумбург жил во Франции, сначала в Безансоне, а с 1845 г. в Париже, где был радушно принят еврейской общиной и благодаря рекомендации Ж. Ф. Халеви назначен кантором Большой парижской синагоги, где ранее хаззаном был известный композитор Исраэль Лови (1773–1832), а также профессором литургической музыки Еврейской теологической семинарии в Париже.
Наумбург добился правительственного разрешения произвести реформу синагогальной литургии, пришедшей в упадок после смерти И. Лови. В литургической музыке Наумбург отдавал предпочтение произведениям драматического характера, в которых часто звучали интонации еврейского фольклора (религиозного и светского). В своем творчестве Наумбург-композитор ориентировался на произведения таких своих современников, как Дж. Россини (кантатно-ораториальная музыка) и Ж. Ф. Халеви.
С благословения Халеви и при поддержке семьи Ротшильдов Наумбург опубликовал сборник мелодий евреев северной Франции и Прирейнских областей — «Змирот Исраэль» («Песнопения Израиля», т. 1, 1847; т. 2, 1863) для хаззана, хора и органа. Первый том посвящен субботней (см. Суббота) службе, второй — пьесам, предназначенным для исполнения в праздничные дни. Этот классический труд Наумбурга отражает влияние реформаторов религиозной музыки Ш. Зульцера и Л. Левандовского. Некоторые мелодии, вошедшие в «Змирот Исраэль», принадлежат Ж. Ф. Халеви и Дж. Мейерберу и обработаны Наумбургом с согласия авторов. Вскоре (1864) появился другой сборник синагогальных мелодий (в том числе сефардских /см. Сефарды/), записанных и обработанных Наумбургом, — «Ширей кодеш» («Священные песни»). Он открывается очерком истории еврейской культовой музыки. Наумбург отредактировал и издал (1874) собрание мелодий евреев Германии, Испании, Португалии и Северной Африки под названием «Агуддат ширим» («Сборник песен»), которому также предпослал статью музыкально-теоретического содержания.
Наумбург совместно с французским композитором В. д’Энди, используя современное нотное письмо, переиздал под названием «Песнопения Саломоне деи Росси» (1877) произведения крупнейшего итальянского композитора-еврея, вышедшие в свет в Венеции в 1622 г. Новая партитура снабжена биографией деи Росси, написанной Наумбургом, и посвящена Э. Ротшильду.
Незадолго до смерти Наумбург был удостоен звания члена Французской Академии изящных искусств.