Неер Андре
НЕЕ́Р Андре (Neher, André; 1914, город Обернхейм, Германия, ныне Оберне, Франция, – 1988, Иерусалим), французский и израильский философ, специалист в области иудаистики и еврейской истории. Высшее образование Неер получил в Страсбурском университете. Во время нацистской оккупации Франции скрывался с семьей и избежал депортации. Эти годы он посвятил интенсивным исследованиям еврейской тематики. В 1948–68 гг. Неер был профессором Страсбурского университета, преподавал иврит и еврейскую литературу разных эпох; создал Центр иудаистики, руководителем которого был многие годы. Неер участвовал во мнгих акциях в поддержку Израиля и сумел убедить ряд влиятельных представителей католической и протестантских церквей в законности устремлений еврейского народа, в том числе целей сионистского движения.
После Шестидневной войны Неер репатриировался в Израиль и поселился в Иерусалиме, продолжал преподавательскую деятельность в Страсбуре и в израильских университетах (главным образом в Тель-Авивском университете). В 1973 г. Неер был удостоен премии президента Израиля.
Неер — автор многочисленных работ по еврейской философии и истории. Ему принадлежат около 30 книг и 400 статей (в энциклопедиях, периодических изданиях и т. п.). Неер — представитель религиозного экзистенциализма в еврейской философии. Он поставил перед собой задачу пересказать библейские тексты современным языком (как с точки зрения философии, так и популярности формы), возродить дух пророков. В его работах терминология экзистенциализма сочетается с библейским пафосом (например, книга на французском языке «Амос, вклад в изучение пророков», 1950 г.; «Моисей и миссия народа Израиля», 1956). Кроме чисто философских трудов («Трансцендентность и имманентность», совместно со старшим братом Ришаром, 1946; «Психология трансцендентности», сборник статей, 1990, издано посмертно), ему принадлежит ряд работ о еврейском самосознании («Трудное счастье быть евреем», 1978; «Они обновили свою душу», 1979, русский перевод — Иер., 1991; «Еврейская идентификация», 1987).
Неер был одним из редакторов и авторов четырехтомного издания «Еврейское самосознание», в котором собраны материалы коллоквиумов франкоязычных еврейских интеллектуалов за 1963–72 гг. Неер — автор многочисленных исследований в области иудаизма («Размышления об Экклесиасте», 1951; «Сущность пророчества», 1955; «Иеремия», 1960; «Ключи к иудаизму», 1977, русский перевод — Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1988; «Иудаизм вчера и завтра», совместно с Р. Ароном и В. Малка, 1977; «Взгляд на еврейскую традицию», 1989, посмертно), а также работ по истории еврейства в Эрец-Исраэль и в диаспоре («Еврейское бытие, одиночество и преследования», 1962; «Библейская история народа Израиля», 1962, в соавторстве с женой — Рене /Рина/ Неер, родилась в 1922 г.; «Изгнание слова — от безмолвия библейского до безмолвия Освенцима», 1970; «Во вратах твоих, Иерусалим», 1972; «Вопреки всему», 1977; «Иерусалим, еврейское пережитое и его смысл», 1984).
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал), с которым связана легенда о Големе; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).