Ньето Давид
НЬЕ́ТО Давид бен Пинхас (Nieto, David; 1654, Венеция, – 1728, Лондон), ученый, мыслитель и врач, хахам (раввин) сефардской общины Лондона (1701–28). Изучал медицину в Падуанском университете (см. Падуя). До переезда в Лондон был даяном, проповедником и врачом в Ливорно. Владел многими языками. Ньето приобрел известность и как астроном: вплоть до 19 в. лондонская община пользовалась составленным им календарем «Бина ле-‘иттим» («Понимание времен», 1717) для определения сроков наступления субботы и праздников.
Труд Ньето «Пасхология» (итальянский язык, 1693, издан в 1702 г.) посвящен сравнению дат христианской Пасхи и еврейского праздника Песах и ошибкам, допущенным церковью при вычислении пасхалий со времени Никейского собора (325 г.).
Труды Ньето свидетельствуют о его знакомстве с различными религиозными течениями того времени, в том числе с учениями Б. Спинозы, деистов и саббатианством (см. Саббатай Цви). В трактате «О Божественном Провидении» (испанский язык, 1704, анонимно) Ньето развивает тему проповеди, произнесенной им годом раньше против деистов, которые проводили резкое различие между Богом и независимой от Него природой. Ньето отождествлял Бога с творящей, но не сотворенной Природой, и проповедь навлекла на него обвинение в склонности к пантеистической философии Спинозы; однако Цви Хирш Ашкенази в одном из своих респонсов снял с Ньето это обвинение.
Большой труд Ньето «Матте Дан» («Колено Даново») или «Кузари шени» («Кузари второй», 1714), написанный на иврите и испанском языке, посвящен защите Устного Закона от нападок бывших марранов, не принимавших раввинистической традиции. Труд Ньето неоднократно переиздавался. Книга «Эш дат» («Огонь религии», 1715) направлена против саббатианства, особенно против его идеолога Нехемии Хайона. Посмертно (1729) опубликован полемический труд Ньето «Ответ архиепископу Гранганора», оспаривающий христологическое толкование Библии.
Труды Ньето свидетельствуют о его обширных познаниях в области современной ему науки. Ньето доказывал совместимость еврейской религии с научным исследованием. Он был одним из немногих еврейских теологов, пользовавшихся для доказательства существования Бога и воздаяния аргументом о всеобщем согласии народов в этих вопросах.
Сын Ньето, Ицхак (1702?–74), унаследовал в 1732 г. пост главы сефардской (см. Сефарды) общины Лондона, который занимал до 1741 г. В 1751–57 гг. возглавлял бет-дин. По ряду важных вопросов расходился во мнениях с общиной. Перевел на испанский язык сефардские молитвы на Рош ха-Шана и Иом-Киппур (1740), а также ежедневные молитвы (1771).