Паскен Жюль
ПАСКЕ́Н (Пасхин) Жюль (Pascin, Jules; псевдоним, настоящее имя Юлиус Пинкас, Julius Mordecai Pincas; 1885, Видин, Болгария, – 1930, Париж), живописец, представитель так называемой парижской школы (см. Искусства пластические. 20 век). Родился в сефардской (см. Сефарды) семье торговца зерном, жившей с 1891 г. в Бухаресте. Учился в художественных академиях в Вене и Мюнхене. Ряд лет публиковал полные сарказма рисунки в сатирическом журнале «Симплициссимус». С 1905 г. жил главным образом в Париже.
На формирование манеры рисунка Паскена, нервного, экспрессивного, с элементами гротеска, сказалось влияние А. Модильяни. Свойственная графике Паскена эскизность присуща и его картинам, которые критики иногда называли «рисунком, возведенным в живопись».
В начале Первой мировой войны Паскен выехал в США, принял американское гражданство, посетил Кубу, Тунис, Португалию, Испанию и другие страны. Выполненные им в годы странствий зарисовки бытовых сцен и жанровые картины подобны кошмарным видениям, зафиксированным беглыми штрихами или сочными по цвету мазками.
В 1920 г. Паскен вернулся в Париж и, увлекшись творчеством А. Тулуз-Лотрека, создал в его духе множество картин, гравюр, рисунков из жизни парижских предместий и, главным образом, их обитательниц — девушек из ночных клубов и публичных домов, цирковых актрис и т. п. В его полных трагизма женских образах со временем возрастает начало эротической чувственности, которую в живописи он подчеркивал сочетаниями бледно-розовых и голубых тонов, традиционных, начиная с Ф. Буше (18 в.), для эротических сцен и ставших, благодаря пошлым салонным картинам, воплощением мещанского вкуса. В произведениях Паскена слащавые тона порождают ироничность образов своим несоответствием персонажам, представляющим низы общества. Паскен занимался также иллюстрированием книг. Заболев циррозом печени, Паскен покончил жизнь самоубийством, завещав похоронить себя по еврейскому обряду.
В Израильском музее в Иерусалиме хранится значительная коллекция работ Паскена.