пиккуах нефеш
ПИККУА́Х НЕ́ФЕШ (פִּקּוּחַ נֶפֶשׁ, `спасение жизни`, `забота о сохранении жизни`), раввинистическое понятие, обозначающее долг спасения человеческой жизни, когда ей угрожает опасность. Опасность может быть непосредственной (например, в случае тяжелой болезни, аварии, войны и т. п.) — сакканат нефашот (`угроза жизни`) или гипотетической (например, в случае, когда болезнь не кажется серьезной, однако существует возможность неблагоприятного развития) — сафек сакканат нефашот (`возможная угроза жизни`).
Мицва пиккуах нефеш выводится Талмудом (Санх. 73а) из принятого толкования части библейского стиха: «Не стой [в бездействии] при виде крови ближнего твоего» (Лев. 19:16); она важнее выполнения многих предписаний и законов, включая соблюдение субботы: пиккуах нефеш дохе эт ха-шаббат (`спасение жизни отстраняет субботу`; Иома 85а). Следует быть более внимательным в вопросе угрозы здоровью и жизни, нежели в вопросе соблюдения ритуальных законов (Хул. 10а). Законоучители интерпретируют стих «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев. 18:5) в том смысле, что человек должен «жить» этими постановлениями, а не умереть из-за того, что они были соблюдены (Иома 85б; Санх. 74а).
В Талмуде обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается человек, когда ему приходится выбирать между спасением своей жизни и жизни ближнего. Приводится пример двух людей в пустыне, имеющих запас воды, который достаточен лишь для одного. Хотя часть законоучителей считала, что ни один из двоих не должен пытаться спасти свою жизнь за счет другого и что воду следует делить поровну, возобладало мнение рабби Акивы: следует спасать жизнь одного из двоих, а не делить воду. Лишь в тех случаях, когда предстоит выбор между смертью и идолопоклонством, запретной половой связью гиллуй арайот (см. Половая жизнь) или убийством, следует предпочесть смерть (Санх. 74а–б). Смерть следует также предпочесть в случае, когда альтернативой является публичное (в присутствии миньяна) нарушение религиозного закона, которое может быть истолковано как отступничество (там же и другие), а также в случае запрета властями исповедовать иудаизм. Во всех других случаях пиккуах нефеш имеет приоритет (там же).
В субботу или в праздник следует оказывать больному медицинскую и другую помощь, даже гасить свет, чтобы больной спал. Так же следует поступать, и когда существует лишь сафек сакканат нефашот (Иома 8:6, 84б). Лишь когда болезнь или травма незначительны, нарушение субботы следует сводить к минимуму. Те, кто оказывают медицинскую помощь или как-либо защищают жизнь человека в субботу, считаются достойными высшей похвалы (Ш. Ар. ОХ. 328:12–13; 329:6–9). Если тяжело больной нуждается в свежей пище в субботу, следует зарезать животное в соответствии с правилами кашрута; если же для излечения больного необходима некашерная пища, ему следует позволить есть ее (Ш. Ар. ОХ. 328). Женщина считается серьезно больной в течение трех дней после родов, и если один из этих дней приходится на субботу, то для облегчения ее положения позволено нарушать субботу, в том числе зажигать огонь, чтобы дать ей согреться. Больным запрещено поститься в Иом-Киппур, если пост может нанести ущерб их здоровью или помешать выздоровлению. Человека, потерявшего сознание в результате поста в этот день, следует накормить любой имеющейся в распоряжении пищей, даже некашерной (Иома 8:6; Ш. Ар. ОХ. 618).