посланцы Эрец-Исраэль
ПОСЛА́НЦЫ Э́РЕЦ-ИСРАЭ́ЛЬ (שְׁלוּחֵי אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל, шлухей Эрец-Исраэль; и другие названия), лица, посылавшиеся из Эрец-Исраэль для сбора средств в диаспоре. Обычай ежегодной уплаты каждым евреем полшекеля на Храм был во времена императора Веспасиана заменен так называемым «еврейским налогом» в пользу храма Юпитера Капитолийского (fiscus judaicus; см. Налоги). «Еврейский налог» фактически перестал собираться в 3 в. н. э.; освободившиеся средства евреи обратили на поддержание двора наси в Эрец-Исраэль, который, в свою очередь, передавал часть их на нужды академий (иешив) и учащихся в них. Для сбора этих ежегодных поступлений наси посылали специальных эмиссаров — посланцев Эрец-Исраэль. Хия Рабба, снабженный «почетным посланием» (арамейское игра ди-иекар) наси Иехуды (около 230–286 гг.), собирал средства в Сирии и в Риме (ТИ., Хаг. 1:8, 76г; Нед. 10:10, 42б). Историю другого посланца, Иосефа из Тверии (принявшего впоследствии христианство), рассказывает епископ Епифаний Кипрский, отмечая при этом высокое положение посланцев Эрец-Исраэль при дворе наси (4 в.).
Собранные посланцами Эрец-Исраэль средства назывались мигбат-хахамим (`собранное учеными`; ТИ., Хор. 3:7). Иногда посылали нескольких посланцев Эрец-Исраэль вместе, например, отца и сына (там же и Псах. 4:8). Со 2-й половины 4 в. римские, а затем византийские императоры неблагожелательно относились к утечке денег (порой огромных сумм) в Эрец-Исраэль, и с ликвидацией должности наси (между 426 г. и 429 г.) институт посланцев Эрец-Исраэль был запрещен. Обычай возродился после арабского завоевания Эрец-Исраэль в 638 г. Теперь эмиссаров посылали гаоны и главы иешив. Известно, что в 8 в. два посланца Эрец-Исраэль (из Иерусалима или из Тверии) действовали в городе Веноза (Южная Италия). Посланцы Эрец-Исраэль бывали и в Риме; во 2-й половине 9 в. здесь находился эмиссар из Иерусалима (как сообщает хроника Ахима‘аца бен Палтиэля). Во 2-й половине 10 в. эмиссар из Иерусалима Иона ха-Закен бен Иехуда ха-Сфаради побывал в нескольких дальних странах; сохранилось письмо, дающее ему полномочия посланца Эрец-Исраэль.
В 1-й половине 11 в. посланцами Эрец-Исраэль были два сына гаона Шломо бен Иехуды (см. о нем Гаон). Деньги в то время собирались не только на нужды иешив, но и на облегчение налогового бремени еврейской общины Эрец-Исраэль. Тверия собирала средства и для помощи бедным, приходившим лечиться целебными водами ее источников.
Первым известным нам посланцем Эрец-Исраэль мамлюкского периода (с 1291 г.) был Я‘аков Парижский, мешуллах иешивы города Акко в конце 13 в.; с пропагандистской целью он возил с собой список могил праведников в Эрец-Исраэль. Имена посланцев Эрец-Исраэль 13–14 вв. неизвестны. Ицхак бар Шешет Берфет упоминает некоего эмиссара из Иерусалима, побывавшего в Испании около 1390 г. В 15 в. еврейское население Иерусалима возросло за счет иммиграции из других стран, и деньги собирались также на поддержание бедных среди него. Все посланцы Эрец-Исраэль этого периода были представителями иешив.
В османский период (с 1517 г.) деятельность посланцев Эрец-Исраэль стала более активной и регулярной. Среди них были известные ученые, такие, как Бецалель Ашкенази (около 1520 г. – после 1590 г.), Моше Алшех, Иосеф Трани (1568–1639), Иом-Тов бен Моше Цахалон (1559 г. – после 1638 г.), Натан бен Реувен Шпира (Шпиро; конец 16 в. – 1662 г.), Хизкия да Сильва (1659–95) и Хаим Иосеф Давид Азулай, посетивший ряд стран Африки и Европы. Многие посланцы Эрец-Исраэль были из семей Азулай, Исраэль, Навон и Меюхас. В это время эмиссары обычно ездили в одиночку, реже по двое (так, Иосеф Трани был в Стамбуле в 1599 г. вместе с Аврахамом Шаломом III). Со 2-й половины 16 в. эмиссаров посылали уже не иешивы, а города или общины. Каждый посланец Эрец-Исраэль, как правило, представлял один из городов страны; однако Шабтай Бер в 1674 г. был эмиссаром Иерусалима, Хеврона и Тверии одновременно. Иногда живущих в Эрец-Исраэль выходцев из стран диаспоры отправляли как посланцев Эрец-Исраэль в их родные места. У караимов Иерусалима были свои эмиссары (в середине 17 в. был известен Давид бен Иехошуа ха-Хаззан). Саббатай Цви и Э. Х. Ашкенази (отец Натана из Газы; см. о нем там же) были посланцами Эрец-Исраэль от Иерусалима и использовали свои поездки также для пропаганды саббатианства.
Сложная система сопроводительных документов посланцев Эрец-Исраэль формировалась многие века; окончательно она сложилась в 16 в. Главным документом было «Общее послание» (иггерет клалит), где подробно объяснялось, на какие нужды данной общине требуются деньги; документ подписывали раввин, даяны и другие важные лица общины. «Послание к жертвователям» (иггерет ли-недивим) — сокращенный вариант предыдущего — было обращено к отдельным лицам. «Полномочия» (штар коах харшаа мишпати) делали эмиссара доверенным лицом пославших его. «Условия» (штар тнаэй ха-шлихут) оговаривали, в основном, какая доля собранных средств составит оплату труда посланца (с 17 в. — обычно треть, редко четверть). «Освобождение от ответственности» (штар питтурин) имело целью оказать эмиссару полное доверие. «Записная книга посланца» (пинкас ха-шлихут) служила в первую очередь для занесения в нее сумм пожертвований (в основном самими жертвователями) и путевых расходов. Вместе с тем такие книги часто содержали много ценных сведений о еврейских общинах диаспоры. Наиболее важные из подобных дневников — это «Ма‘агал тов» («Добрая стезя» или «Верный путь») Хаим Иосеф Давид Азулая (см. выше) и «Эвен саппир» («Сапфир») Я. Сапира. Некоторые из посланцев Эрец-Исраэль (например, Давид де-вет-Хиллел) занимались поисками колен исчезнувших.
В 17 в. объектами посланцев Эрец-Исраэль были в основном четыре региона: Турция с принадлежавшими ей Сирией, Балканами и средиземноморскими островами «Франкия», куда входили Италия, Франция, Германия, а позднее также Польша и Литва Магриб «Арабистан» (Иран, Ирак, Курдистан, Афганистан и Бухара).
Посланцы Эрец-Исраэль ездили также в Египет, Йемен и Индию. Путешествия в эти страны были трудны и опасны. Из 850 посланцев Эрец-Исраэль, имена которых дошли до наших дней, 85 умерли во время исполнения своей миссии.
Поселившаяся в конце 1770-х гг. в Тверии группа хасидов (см. Хасидизм) — выходцев с юго-запада Российской империи — посылала своих эмиссаров на Волынь и в Польшу; опасаясь пиратов у берегов Эрец-Исраэль, они обычно странствовали на попутных вооруженных судах, ходивших между Акко, Хайфой и Стамбулом. В начале 19 в. группа так называемых прушим (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период османского владычества 1517–1917. От начала 19 в. до 1880 г.) отправляла посланцев в Белоруссию и Литву, откуда они были родом.
Не все посланцы Эрец-Исраэль были подходящими для своей миссии людьми. Случались и растраты собранных денег. Иногда люди, не бывшие посланцами Эрец-Исраэль, изготовляли фальшивые сопроводительные документы, что вызывало недоверие к институту посланцев Эрец-Исраэль. Некоторые посланцы Эрец-Исраэль получали разрешение собирать деньги на личные нужды (например, на выкуп сына из плена). В 1629 г. община выходцев из Италии на острове Корфу, жалуясь на недостаток средств, заявила Иерусалиму о нежелании принимать его эмиссаров; община объявила, что сама будет переводить определенные суммы своему агенту в Венеции. Евреи Амстердама постепенно добились почти полного прекращения деятельности посланцев Эрец-Исраэль не только в их городе, но и во всей Западной Европе. В 1809 г. в Амстердаме был создан центр (Хеврат трумат кодеш — Общество святых пожертвований; оно же — Пкидей ва-амаркелей Эрец ха-кодеш — `Служители и наблюдатели для Святой земли`, и другие варианты названий) для передачи собранных на Западе средств евреям Эрец-Исраэль. Одним из его создателей, а затем главой (с 1817 г. до конца жизни) был Ц. Х. Лерен (1784–1853). В 1832 г. другой центр Хеврат трумат кодеш был основан в Нью-Йорке. Некоторое время такой центр действовал и в Венеции. Среди жертвователей встречались и христиане.
См. также Путешественники; Халукка.