Ротенштрайх Натан

РО́ТЕНШТРАЙХ Натан (Rotenstreich, Nathan; 1914, Самбор, Австро-Венгрия, ныне Украина, – 1993, Иерусалим), израильский философ и общественный деятель. В Эрец-Исраэль с 1932 г. После окончания Еврейского университета в Иерусалиме стал там преподавателем (с 1949 г.). С 1955 г. — профессор. В 1958–61 гг. — декан факультета гуманитарных наук, в 1965–69 гг. — ректор Еврейского университета. В 1941–51 гг. Ротенштрайх — директор учительской семинарии молодежной алии, а с 1973 г. — председатель бюджетной комиссии Совета по высшему образованию при Министерстве образования и культуры. Ротенштрайх был среди первых членов Израильской академии наук. В 1963 г. удостоен Государственной премии Израиля. В 1979 г. был избран иностранным членом Национальной академии образования США. Ротенштрайх был активным членом партии Мапай; в 1961 г. поддерживал П. Лавона и вместе с ним возглавил отколовшуюся от Мапай в 1965 г. группу Мин ха-иесод (см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии).

Как историк философии Ротенштрайх — продолжатель дела своих учителей в Еврейском университете: Ш. Х. Бергмана, Ю. Гутмана и Л. Рота. В книге «Ха-махашава ха-иехудит ба-‘эт ха-хадаша» («Еврейская мысль нового времени», т. 1 — 1945, т. 2 — 1950) Ротенштрайх исследовал главные течения новой еврейской философии и идеи ее крупнейших представителей — от М. Мендельсона до Ф. Розенцвейга. Ротенштрайх развивал философские традиции кантианства, соединяя их с некоторыми основными положениями феноменологии Э. Гуссерля. Вместе с Ш. Х. Бергманом Ротенштрайх перевел на иврит главные произведения И. Канта: «Критика чистого разума» (1954), «Критика способности суждения» (1961), «Критика практического разума» (1973) и «О вечном мире» (1976), а также Ш. Маймона «Опыт трансцендентальной философии» (1940). Толкование одного из важных принципов философии Канта содержится в книге Ротенштрайха «Опыт и его систематизация» (на английском, 1966). В трудах «Иесодот ха-философия шел Маркс» («Основы философии Маркса», 1952), «Бейн авар ле-хове» («Между прошлым и настоящим», 1955), «Ха-руах ве-ха-адам» («Дух и человек», 1959), «Оцма у-дмута» («Сила и ее образ», 1964), «Ал тхума шел ха-философия» («О сфере философии», 1969), «Зман у-машма‘ут» («Время и смысл», 1974), «О человеческом субъекте» (на английском, 1966), «Философия, история и политика» (на английском, 1976), «Человек и его достоинство» (на английском, 1983) Ротенштрайх критически рассмотрел учения Г. Гегеля и К. Маркса, экзистенциализм и аналитическую философию и развил собственные философские воззрения. С наибольшей систематичностью философия Ротенштрайха изложена в книге «Дух и человек». В центре философской системы Ротенштрайха — конкретный субъект (человек) в его уникальности, не исчерпываемой никаким описанием. Конкретному субъекту присущи как восприимчивость, в которой выражается пассивный аспект его отношения к миру, так и активность, спонтанность, выражающиеся в попытках формирования действительности в соответствии с определенными принципами и нормами, которые и образуют сферу духа. Бытие человека — необходимое условие бытия духа. Конкретный субъект для Ротенштрайха служит ключом к таким основным философским понятиям, как мораль, человеческое достоинство и свобода. В отличие от религиозного гуманизма М. Бубера, Ш. Х. Бергмана и Ю. Гутмана, гуманизм Ротенштрайха носит светский характер.

Согласно Ротенштрайху, формирующее, творческое влияние принципов на действительность свидетельствует о примате мысли над действием. В книге «Ийюн у-ма‘асе» («Теория и практика», 1969) Ротенштрайх прибегает к историческому анализу для нового обоснования тезиса древнегреческой философии о первичности мышления, которое руководит действием, способно соотноситься с самим собой (самопознание познания) и наделяет особым статусом свои объекты: человека, мир и время.

Ротенштрайх — автор многочисленных статей, посвященных актуальным общественно-политическим темам и вопросам образования. Часть этих статей объединена в книге «Аммат ха-мидда» («Критерий», 1957), «Сугийот бе-хиннух» («Проблемы образования», 1963), «Бейн ам ли-мединато» («Народ и его государство», 1966), «Ал ха-кийюм ха-иехуди ба-зман ха-зе» («О еврейском бытии в настоящее время», 1972), «Ийюним ба-ционут ба-зман ха-зе» («Исследования современного сионизма», 1977), «Ийюним ба-махашава ха-иехудит ба-зман ха-зе» («Исследования современной еврейской мысли», 1978). Ротенштрайх исследовал взаимоотношения между еврейской традицией и современным бытием еврейского народа. Современный светский иудаизм, в том числе сионизм, согласно Ротенштрайху, — реакция на господство религиозной традиции в еврействе. Однако эта реакция не должна вести к полному отрицанию религиозных элементов еврейской традиции, так как они составляют важную часть еврейской культуры. Ротенштрайх призывал к исследованию источников еврейской традиции, чтобы определить, какие их элементы важны с точки зрения современного еврейского существования.

Рассматривая взаимоотношения между Израилем и диаспорой, Ротенштрайх подверг сомнению тезис о центральности Государства Израиль в современном бытии еврейства. Ротенштрайх утверждал, что «первородство» Израиля, его право на превосходство над диаспорой проистекает не из того, что его можно рассматривать как культурный центр, но из того несомненного факта, что Израиль выражает великое усилие евреев снова войти в историю в качестве общности. Свою позицию Ротенштрайх считал близкой к классическому сионизму Т. Герцля, так как в ней подчеркивается значение государственного суверенитета.

Эфраим Фишель Ротенштрайх (1882, Коломыя, Австро-Венгрия, ныне Украина, – 1938, Иерусалим), отец Натана Ротенштрайха, лидер сионистского движения в Галиции. После распада Австро-Венгрии в конце Первой мировой войны и с созданием в Галиции Западно-украинской народной республики (1918) Ротенштрайх стал там председателем Еврейского национального совета. Когда Польша захватила Западную Украину, Э. Ф. Ротенштрайх был арестован, однако вскоре освобожден. В 1922–27 гг. он был членом Сената, а в 1927–30 гг. — депутатом сейма Польской республики. На 18-м Сионистском конгрессе (1935) Ротенштрайх был избран членом правления Еврейского агентства от партии общих сионистов–«Б». В том же году переехал в Эрец-Исраэль, где до конца жизни возглавлял отдел торговли и промышленности Еврейского агентства.

Э. Ф. Ротенштрайх — автор многочисленных статей по финансово-экономическим вопросам (на иврите, идиш и польском языках).

Иехошуа Ротенштрайх (1910, Коломыя, – 1987, Тель-Авив), израильский юрист и общественный деятель. Сын Эфраима Фишеля, брат Натана Ротенштрайха. Окончил юридический факультет Львовского университета. Сотрудничал в различных периодических изданиях в Польше. С 1933 г. жил в Эрец-Исраэль. Занимался адвокатской практикой, был юрисконсультом Израильской ассоциации журналистов. В 1962–72 гг. был председателем Коллегии адвокатов. С 1974 г. до конца жизни был президентом Израильского совета по делам печати. В 1963–70 гг. — заместитель председателя Международной ассоциации адвокатов. В 1987 г. израильское правительство назначило И. Ротенштрайха председателем комиссии, расследовавшей так называемое дело Полларда. И. Ротенштрайх — автор ряда статей в израильских и зарубежных юридических журналах.

Смотрите также

Рамат-Иоханан

Рац

Резник Липе

Ривка

Россия. Евреи на территории России в конце 18 в.