Солодухо Юдель
СОЛОДУ́ХО Юдель Орелевич (1877, Ошмяны, Виленская губерния, – 1963, Ленинград), гебраист (см. Гебраистика), арабист, историк-востоковед, публицист. Получил традиционное еврейское образование. В 1895–1900 гг. учился в Воложинской иешиве (см. Воложин), но был вынужден покинуть ее после того, как опубликовал в газете «Ха-Маггид» статью о ней. Активно участвовал в сионистском движении, был членом российской делегации на 5-м Сионистском конгрессе в Базеле в 1901 г.
В 1900–1907 гг. жил в Либаве (Лиепая). Преподавал иврит, публиковал статьи в периодических изданиях на иврите. В 1907 г. окончил экстерном учительский институт в Риге и переехал в Петербург. Был сотрудником газет «Ха-Цфира» и «Ха-Зман» (см. Периодическая печать. Россия). С 1907 г. Солодухо был секретарем Общества любителей языка иврит. Под его редакцией публиковались ежемесячники общества. Неоднократно выступал с лекциями в филиалах общества, где говорил о том, что его целью являются не только академические исследования, но и выпуск литературы, которая призвана помочь преподавателям и ученикам, изучающим иврит. Переводил на русский язык произведения И. Л. Переца и Шалом Алейхема.
В 1924–32 гг. Солодухо — сотрудник Локального бюро секции научных работников Союза работников просвещения СССР, в 1930–31 гг. — секретарь секции. С 1932 г. — научный сотрудник Института востоковедения в Ленинграде, работал в еврейском секторе, с 1937 г. — в секторе Древнего Востока. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Рабство в еврейском обществе Ирака и Сирии во 2–4 вв. н. э.». С 1940 г. — старший научный сотрудник Института востоковедения. После начала советско-германской войны оставался в 1941–42 гг. в блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован с женой в Ташкент. Сын Солодухо Овадия погиб на фронте во время советско-финляндской войны (1939–40), сын Нехемия умер в Ленинграде в начале 1942 г.
Солодухо — автор большого количества работ по истории и социально-экономической структуре еврейских общин Сирии и Ирака и по истории Ирака и Сирии, в которых он использовал еврейские источники. Среди работ Солодухо 1940-х гг.: «Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине 6 в. н. э.» («Вестник древней истории», М.-Л., 1940, № 3–4), «Социально-экономическая структура еврейского общества Ирака и Сирии во 2–5 вв. н. э.» («Ученые записки ЛГУ», № 78. Серия исторических наук, выпуск 9, 1941), «Значение еврейских источников раннего средневековья для истории Ближнего Востока» (в книге «Советское востоковедение», выпуск 2, М.-Л., 1941). Две работы Солодухо были написаны и опубликованы в Ташкенте: «Ирак в 3–5 вв.» и «Политическое положение в иракском обществе в 3–5 вв.». В конце войны Солодухо вернулся в Ленинград и продолжил работу в Институте востоковедения. В 1948 г. он закончил обширную монографию «Ирак в 3–5 вв.», оставшуюся неопубликованной.
В 1949 г. Институт востоковедения был переведен в Москву, директор института академик В. Струве в обстановке кампании борьбы с космополитизмом (см. «Космополиты») после резкой критики был уволен, а Солодухо отправлен на пенсию.
В 1948–56 гг. Солодухо не опубликовал ни одной статьи. В 1956 г., во время «оттепели» и после открытия в Ленинграде отделения Института востоковедения, он вновь начал публиковаться. Были изданы работы Солодухо: «Персидская административно-правовая, социально-экономическая и культурно-бытовая лексика в еврейско-иракских литературных памятниках Сасанидского периода» в книге «Древний мир» (М., 1962), «Город и городское самоуправление в Сасанидском Ираке в 3–4 вв. н. э. (по талмудическим источникам)» в сборнике «Проблемы социально-экономической истории Древнего мира» (сборник памяти Л. И. Тюленева, М.-Л., 1963).
Одной из тем, которой занимался Солодухо, было отражение истории Хазарии в ивритских источниках. Он написал монографию о И. б. А. Акрише (1489–1578), ученом библиофиле и издателе, первым опубликовавшем в краткой редакции переписку Хисдая Ибн Шапрута с хазарским царем Иосифом. Работа осталась неопубликованной.