Фридман Давид бен Шмуэль
ФРИ́ДМАН Давид бен Шмуэль (известен как Довидл Карлинер; 1828, город Бела, Седлецкой губернии, ныне Бяла-Подляска, Польша, – 1917, Пинск Минской губернии, ныне Беларусь), раввин, галахический авторитет (см. Галаха). Родился в семье раввина города Бела (Бяла). В 1834 г. вместе с родителями переехал в Варшаву, а с 1836 г. воспитывался у своего деда раввина Н. Н. Фридмана, председателя раввинского суда (ав бет-дин; см. Бет-дин) города Брест-Литовск. Феноменальные способности и эрудиция Фридмана привлекали в дом деда многочисленных гостей, в том числе и известных раввинов, но раввин Бреста А. Л. Каценеленбоген посоветовал отослать мальчика в небольшое местечко, где бы ему не мешали нормально учиться и развиваться. Дед отправил Фридмана в местечко Каменец-Литовск (Гродненская губерния), где до 1841 г. под руководством старшего брата Иосефа он усиленно изучал Талмуд, иногда наезжая в Брест-Литовск, чтобы повидать деда и принять участие в занятиях выдающихся раввинов.
В 1841 г. богатый купец и филантроп Шломо Лурия из Могилева принял Фридмана под свое покровительство и послал его для продолжения образования к раввину З. Лурия из Шклова. В 1846 г. Фридман женился на дочери своего покровителя Саре (умерла в 1901 г.). После свадьбы он поселился в доме тестя, где прожил 20 лет, посвятив себя изучению еврейского религиозного права (Галахи). В этот период Фридман начал работать над своим основным трудом «Пискей халахот» («Галахические постановления»), выдвинувшим его в число крупнейших раввинов поколения. Из нескольких десятков томов кодекса (написаны в течение 50 лет), который охватывает практически все разделы Устного Закона, были опубликованы лишь две части по семейному праву (Варшава, 1898–1901). Материал в «Пискей халахот» расположен соответственно порядку кодекса Маймонида Мишне Тора. Труд состоит из краткого кодификационного текста, который снабжен обширным комментарием, озаглавленным «Яд Давид» («Рука Давида»). В комментариях автор разбирает источники и основания каждой халахи. В своем труде Фридман обнаружил огромную эрудицию в талмудической и раввинистической литературе, глубокий анализ и тонкое понимание первоисточников. Труд основывается непосредственно на Вавилонском и Иерусалимском Талмуде и на постановлениях раввинских авторитетов 15 в. (см. Ришоним) и отличается независимостью при решении спорных вопросов правовой и религиозно-ритуальной практики. Фридман получил широкое признание как выдающийся галахический авторитет (посек), крупнейшие раввины обращались к нему при решении трудных галахических вопросов.
В 1868 г., через два года после смерти тестя, Фридман занял пост раввина в Карлине (предместье Пинска), который он занимал до конца жизни. В неопубликованных работах Фридмана: «Ха-раббаним ве-мосад ха-раббанут» («Раввины и институт раввината»), «Дархей ха-хораа» («Пути преподавания»), «Хашкафат хазал бе-ноге‘а ле-нееманут ха-роф’им» («Отношение мудрецов Талмуда к врачебной этике») и других проявился его интерес к актуальным проблемам современности.
Когда крайне ортодоксальные круги иерусалимской ашкеназской (см. Ашкеназы) общины во главе с раввином И. Л. Дискином (1817–98) подвергли херему И. М. Пинеса (родственника Фридмана) за поддержку идеи преподавания светских предметов и нееврейских языков в иерусалимской талмуд-торе для сирот, Фридман выступил в его защиту в работе «Эмек браха» («Долина благословения», 1881), в которой рассмотрел институт херема и убедительно доказал, что иерусалимские раввины не имели права подвергать херему Пинеса, так как предложенные нововведения не противоречат Галахе. Несмотря на благосклонное отношение к светскому образованию, Фридман в 1913 г. резко выступил против планов Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ) ввести в программу хедеров нерелигиозные предметы. Благодаря его вмешательству ОПЕ отказалось от этих планов.
Фридман проявлял большой интерес к возрождению еврейского ишува в Эрец-Исраэль. Прочитав книгу раввина Ц. Х. Калишера «Дришат Цион» («Стремление к Сиону»), Фридман писал в ряде статей и писем к автору, что если тот откажется от идеи восстановления жертвоприношений, Фридман готов публично поддержать его деятельность. Еще с 1863 г. Фридман публиковал в журнале «Леванон» статьи, поддерживавшие идею заселения Эрец-Исраэль, активно участвовал в движении Хиббат Цион (см. Ховевей Цион) и в 1884 г. присутствовал в качестве члена президиума на Катовицком съезде. Однако с развитием сионизма, когда стал ясен в основном светский характер этого движения, Фридман отдалился от палестинофильской деятельности. Когда в 1910 г. в Вильне состоялся съезд раввинов России (см. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в. Кризис традиционного уклада), Фридман как старейший раввин Российской империи был избран почетным председателем съезда. Фридман пользовался большой популярностью среди еврейских масс, и тысячи евреев, в особенности призываемые в армию солдаты, обращались к нему с просьбой о благословении.
В 1913 г. в городе Петроков (Царство Польское) был издан сборник респонсов Фридмана «Шеелат Давид» («Вопрос Давида»), однако большинство его трудов не было опубликовано, а судьба рукописей неизвестна.
Внук Фридмана, Шмуэль Эльяшив (Фридман; 1899–1955), юрист, публицист, израильский общественный деятель и дипломат. В 1917–21 гг. учился на юридических факультетах университетов Москвы, Киева, Харькова. Писал под псевдонимом Софри в газетах «Идише штиме» (Каунас), «Ди трибуне» (Берлин) и других, работал переводчиком и редактором в изданиях на идиш. Был членом партии сионистов-социалистов.
С 1927 г. в Литве занимался общественной и публицистической деятельностью в рядах сионистского рабочего движения. Участвовал в Сионистских конгрессах. С 1934 г. — в Эрец-Исраэль, в 1934–48 гг. был членом исполнительного комитета Хистадрута. В 1948–50 гг. возглавлял отдел Восточной Европы Министерства иностранных дел. В 1950–51 гг. был посланником Израиля в Чехословакии и Венгрии. В 1953–55 гг. — посланник, а затем, с изменением статуса представительства Израиля в Советском Союзе, посол Государства Израиль в СССР.