Яссы
Я́ССЫ, город на востоке Румынии; в 1565–1859 гг. — столица Молдавского княжества. Евреи начали селиться в Яссах во второй половине 15 в. Город привлекал еврейских купцов своим географическим расположением — он находился на торговом пути из Польши в Турцию. Самое раннее еврейское захоронение относится к 1467 г. Во второй половине 16 в. раввином Ясс был Я‘аков бен Арви — известный врач и каббалист (см. Каббала). Еврейское население Ясс значительно увеличилось в 1648–50 гг., когда в городе поселились многие евреи, бежавшие из Украины от войск Б. Хмельницкого. В Яссах были также поселены евреи, захваченные в плен крымскими татарами, союзниками Б. Хмельницкого, и выкупленные из рабства (см. Пленных выкуп) евреями Стамбула. Евреи Ясс сильно пострадали в 1650 г. и 1652 г. во время захватов города отрядами Б. Хмельницкого. Среди евреев, живших в Яссах временно или постоянно, было несколько известных раввинов, в том числе Н. Н. Ханновер и Петтахия бен Давид Лидда. В 1719 г. по представлению господаря Молдовы султан назначил хахам-баши, руководившего всей общинной организацией евреев Молдовы и Валахии, резиденцией которого стали Яссы. В 1726 г. против евреев Ясс был выдвинут кровавый навет. В городе вспыхнули антиеврейские беспорядки, во время которых толпа при согласии господаря Молдовы М. Раковица разгромила еврейские дома и осквернила синагоги. Евреям Ясс удалось добиться от султана освобождения заключенных в тюрьму единоверцев.
В 1742 г. господарь Константин Маврокордато с целью привлечь в город евреев из Польши освободил от налогов вновь поселившихся. К концу 18 в. евреи Ясс жили в отведенном для них квартале, занимались торговлей и ремеслом. В конце 18 в. – начале 19 в. зерном, скотом, шерстью, медом торговали почти исключительно евреи. Наиболее распространены среди евреев были профессии ювелира, портного, скорняка, сапожника. Еврейские ремесленники имели профессиональные цехи, при которых функционировали синагоги. К середине 19 в. резко возросло число еврейских банкиров и ростовщиков (см. Ссуда денежная), которые вытесняли греческих и турецких. Ремесленники и торговцы-христиане неоднократно предпринимали попытки ограничить число еврейских торговцев и ремесленников, но господари, как правило, принимали решения в пользу евреев. Яссы сильно пострадали во время греческого национально-освободительного восстания 1821–29 гг. под предводительством А. Ипсиланти. Сотни евреев были убиты в Яссах в 1821 г., пока община не выплатила большую сумму денег. Положение евреев ухудшилось при господаре М. Стурдзе (1834–48). Так, евреям запрещалось селиться на многих улицах, держать в услужении христианскую прислугу, заниматься предоставлением денежных ссуд, но при выплате определенной сумм господарю и его чиновникам эти запреты легко можно было нарушить. В 1834 г. после роспуска еврейских ремесленных цехов создавались еврейские землячества, в них объединялись выходцы из различных стран (прусское, австрийское, русское). Господарь Григорий Гика (1849–56) терпимо относился к евреям. В годы его правления еврейские дети были допущены в городские школы. В 1854 г. была открыта модернизированная еврейская школа для мальчиков, но под давлением еврейских ортодоксальных кругов вскоре была закрыта. С 1842 г. в Яссах действовала еврейская типография. С 1855 г. по 1871 г. раз в две недели выходила газета на идиш «Корот ха-‘иттим». В 1872 г. в Яссах печаталась одна из первых в Румынии еврейских газет на румынском языке «Воча апэрэторулай».
В 19 в. происходил стремительный рост численности еврейского населения города. В 1803 г. в Яссах проживало около трех тысяч евреев, в 1831 г. — 17 032 еврея, в 1839 г. — тридцать тысяч евреев, в 1894 г. — тридцать четыре тысячи евреев, в 1899 г. — 34 441 еврей. В 1831 г. еврейские торговцы и ремесленники составляли 43% общего числа жителей города. В 1860–70 гг. в Яссах создавались первые организации, пропагандировавшие изучение языка иврит, развитие иврит новой литературы. Так, в 1866 г. была основана ассоциация Доршей Сион. В конце 19 в. в Яссах функционировала культурная ассоциация Охалей Шем, действовало отделение Хеврат ишшув Эрец-Исраэль (товарищество по заселению Эрец-Исраэль) и было большое число сторонников сионистского движения. В начале 20 в. в городе функционировали девять еврейских организаций; в 1899–1901 гг. выходил еженедельник «Рэсэритул». В 1876 г. впервые в мире А. Гольдфаден поставил в Яссах двухактную пьесу на идиш; считается, что с этой постановки начался профессиональный театр на идиш (см. Театр. История еврейского театра. Начало еврейского профессионального театра в 1876–1883 гг.).
В городе жили выдающиеся еврейские религиозные авторитеты: Ахарон Моше бен Я‘аков Цви Тауб (1787–1852, раввин Ясс в 1841–52 гг.) и Я‘аков Ицхак Немировер (1872–1939, раввин Ясс в 1897–1911 гг.).
Во второй половине 19 в. румынское население Ясс большей частью было настроено антиеврейски. В 1882 г. и 1884 г. на двух антисемитских конгрессах обсуждались вопросы бойкота еврейских ремесленных, торговых и промышленных предприятий. В результате был осуществлен ряд мер, направленных против евреев. Только в 1892 г. были закрыты 196 еврейских магазинов, многие еврейские торговцы были высланы из города. В конце 19 в. Ясский университет стал центром антисемитизма в Румынии, большое число студентов участвовало в погроме в 1898 г.
В 1919 г. произошла реорганизация еврейской общины в Яссах, впервые проводились выборы руководства общины демократическим путем. К 1939 г. в Яссах функционировали 112 синагог, три начальные школы для мальчиков, четыре для девочек, четыре школы талмуд-тора, одна иешива, еврейская средняя школа, еврейский госпиталь, детская больница, два санатория для инвалидов, приют для сирот. Сионистский еженедельник «Трибуна иври» на румынском языке выходил в Яссах между двумя мировыми войнами.
В 1920–30-х гг. Яссы продолжали оставаться центром антисемитской пропаганды. В 1923 г. была создана профашистская Лига национальной христианской защиты во главе с А. Кузой, имевшая отделения по всей стране. В городе также действовал Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — «Железная гвардия»). Активная деятельность антисемитских организаций, меры экономического бойкота, в которых участвовали широкие слои христианского населения, привели к сокращению численности евреев (в 1921 г. в Яссах проживали 43 500 евреев, в 1930 г. — 35 465).
8 ноября 1940 г., через два дня после прихода к власти маршала Й. Антонеску, Яссы были объявлены «столицей «Железной гвардии»«. Сразу после этого усилилось преследование еврейского населения. Многие евреи были арестованы, конфисковывались промышленные и торговые предприятия, принадлежавшие евреям, проводились обыски, избиения, ряд евреев был отдан под суд по обвинению в приверженности к коммунизму. Лидерам общины удалось заключить соглашение с руководством «Железной гвардии», по которому еврейская община выплатила фашистам шесть миллионов лей в обмен на прекращение репрессий. Поэтому во время погрома, который члены «Железной гвардии» организовали в Бухаресте, в Яссах не было нападений на евреев. Вскоре после начала советско-германской войны евреев Ясс обвинили в том, что они подавали сигналы советским летчикам, бомбившим город. 29 июня 1941 г. немецкие и румынские солдаты арестовали несколько тысяч евреев и на следующий день расстреляли их. 4330 евреев были отправлены в концентрационные лагеря, 2650 задохнулись в дороге, так как перевозили их в переполненных крытых грузовиках. По некоторым сведениям, в Яссах 29–30 июня погибло около двенадцати тысяч евреев, большинство оставшихся выслали в Транснистрию.
В 1944–45 гг. многие высланные евреи вернулись в Яссы. В 1949–69 гг. в Яссах работал еврейский театр (см. Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии). С 1945 г. по 1951 г. и после 1960 г. многие евреи Ясс выехали в Израиль. В 1969 г. в городе проживало около двух тысяч еврейских семей, функционировало одиннадцать синагог. В начале 1990-х гг. еврейская община Ясс насчитывала около 800 человек.