Лесин Аврахам
ЛЕ́СИН Аврахам (настоящая фамилия Валт; Lessin, Abraham; 1872, Минск, – 1938, Нью-Йорк), поэт и публицист, писавший на идиш. Получил традиционное образование. В возрасте 14 лет начал самостоятельно изучать светские науки. В 1890-х гг. сблизился с революционными кругами, в 1897 г. участвовал в создании Бунда. В том же году переехал в США, где в течение 17-ти лет публиковал в «Форвертс» свои стихи, статьи и исторические монографии. Будучи убежденным социалистом, Лесин критиковал в своих произведениях распространенную в среде русских революционеров-евреев тенденцию к ассимиляции и призывал к сохранению «еврейского духа» в еврейском социалистическом движении. Его взгляды частично отразились в программе Бунда. После октябрьской революции 1917 г. сочувственно относился к большевизму, но впоследствии выступал с резко негативной оценкой Евсекции. Считая сионистские идеи несбыточными, Лесин активно боролся против сионизма, однако в последние годы жизни проявлял симпатии к халуцианскому движению в Эрец-Исраэль (см. Хе-Халуц).
Начиная с 1913 г. и до самой смерти Лесин редактировал ежемесячник «Цукунфт», в котором помимо своих лирико-эпических поэм регулярно публиковал произведения значительных авторов Европы и США, свои переводы на идиш из немецких и русских поэтов, а также из Х. Н. Бялика, У. Уитмена и других. Под его руководством «Цукунфт» стал ведущим литературно-общественным журналом на идиш в США. Поэзия Лесина отличается музыкальностью и чистотой языка, богатством образов. В ней заметно влияние поэтики Г. Гейне. Свой протест против социальной несправедливости Лесин выражал, воспевая в поэмах и балладах национальных героев и мучеников: Маккавеев, Бар-Кохбу (см. Бар-Кохбы восстание), Шломо Молхо, Меира бен Баруха из Ротенбурга, Х. Леккерта и других. Его мемуары «Зихройнес ун билдер» («Воспоминания и картины пережитого», 1954) являются высокохудожественным литературным произведением. Большинство поэтических произведений Лесина вошло в сборник «Лидер ун поэмен» («Стихи и поэмы», Нью-Йорк), вышедший в 1938 г. с рисунками М. Шагала.