Словения

СЛОВЕ́НИЯ, государство на юге Европы. По археологическим данным, уже в первых веках нашей эры на территории современной Словении (входившей тогда в состав Римской империи) жили евреи. В 12 в. в Словении поселилось значительное число евреев, бежавших из Германии, Австрии и Чехии в страхе перед крестоносцами (см. Крестовые походы), а также выходцев из Северной Италии, в том числе из Венеции. В этот период образовались общины в городах Марибор (Марбург; самая крупная община в стране), Любляна, Целе, Птуй, Дравоград, Ормож, Радгона, Копер и других. В Мариборе, Любляне и в некоторых других городах возникли кварталы еврейские (проживание в них не было обязательным), были построены синагоги.

В 13 в. – первой половине 15 в. общины Словении переживали период расцвета. Основными занятиями живших в стране евреев были виноградарство, торговля вином (см. Спиртные напитки), лошадьми и скотом, а также кредитное дело (см. Ссуда денежная); они владели домами и мельницами. Марибор был в это время крупным центром еврейской учености. В 1427–35 гг. здесь жил рабби Исраэль бен Птахия Иссерлейн, занимавший должность главного раввина Словении; под его влиянием несколько десятков жителей города перешли из католичества в иудаизм.

Во второй половине 15 в. положение словенских евреев заметно ухудшилось. Им было запрещено заниматься сельским хозяйством, ремеслом и коммерцией (за исключением виноторговли); многим пришлось распродать свое имущество. В марте 1496 г. по требованию собрания сословий в Мариборе император Священной Римской империи Максимилиан I (под власть которого к этому времени перешла почти вся Словения) издал эдикт об изгнании евреев из Штирии и Каринтии (северная часть страны), вступивший в силу в январе 1497 г. Аналогичный эдикт относительно Крайны (южная часть Словении) последовал в январе 1515 г. После этого почти все евреи были вынуждены покинуть страну и переселиться в Венгрию, Венецию и в находившийся под контролем последней Сплит, а также на территорию Османской империи (см. Турция). Лишь в словенских селах осталось небольшое число еврейских семей; все они были изгнаны императорским указом от 1718 г.

В 1809–14 гг., когда значительная часть Словении входила в состав так называемых Иллирийских провинций, созданных Наполеоном I, некоторые евреи пытались поселиться в стране, но местное население встретило их враждебно (так, ни один житель Любляны не захотел сдать дом поставщику французской армии Аврахаму Нейману). После возвращения Словении под власть Австрии пребывание евреев здесь вновь было запрещено (1817). Лишь с созданием Австро-Венгрии (1867), конституция которой запрещала дискриминацию по религиозному признаку, евреи получили возможность селиться в Словении. Тем не менее численность еврейского населения страны в конце 19 в.– начале 20 в. оставалась незначительной: так, в Крайне в 1880 г. насчитывалось 96 евреев, в 1890 г. — 89, в 1910 г. — 146. Из-за своей малочисленности евреи Словении не имели возможности создать собственные религиозные и культурные объединения, что вынуждало их вступать в общины хорватских городов (Загреба, Вараждина и других).

В 1918 г. Словения вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). В 1921 г. на территории Словении жили 936 евреев (1,45% всего населения), в 1931 г. — 820 (1,2%), почти все — ашкеназы. К началу 1940-х гг. численность еврейского населения Словении возросла до 1500 человек; еврейские общины существовали в Мариборе и в небольших населенных пунктах Мурска-Собота, Дольна-Рендава, Чаковец. В крупнейшем городе Словении Любляне евреев почти не было, поскольку католическая церковь, пользовавшаяся здесь большим влиянием, нетерпимо относилась к ним. В годы Катастрофы в Словении, которую после оккупации Югославии в апреле 1941 г. поделили между собой Германия и Италия, были уничтожены около 1300 евреев (свыше 86%). Некоторые словенские евреи участвовали в партизанском движении; часть из них погибла в боях.

После Второй мировой войны еврейская община была создана в Любляне. В независимой Словении, образовавшейся после распада Югославии в 1991 г., проживают несколько десятков евреев, почти все — в Любляне, где сохраняется община. В стране нет ни одной синагоги.

В апреле 1992 г. между Словенией и Израилем были установлены дипломатические отношения. В Тель-Авиве работает посольство Словении; интересы Израиля в Словении представляет посол в Австрии. В июле 1993 г., во время визита министра иностранных дел Израиля Ш. Переса в Словению, между двумя странами были подписаны соглашения о сотрудничестве в области культуры и гражданской авиации. В феврале — марте 1994 г. официальный визит в Израиль нанес президент Словении М. Кучан.

В 2001 г. количество членов еврейской общины Любляны составило 150 человек. С конца 1990-х гг. еврейская община при финансовой поддержке Джойнта стала оказывать помощь своим пожилым членам, осуществлять культурные и образовательные функции. Так, с 1997 г. функционируют курсы по изучению иврита, молодежные и женские группы. В 1999 г. представитель хасидов Хабада раввин А. Хаддад, директор Еврейского музея в Триесте (Италия), был назначен главным раввином Словении. Он бывает в Любляне раз в месяц и проводит религиозные церемонии. Между Израилем и Словенией существуют дружеские отношения. Подписано соглашение о свободной торговле. В августе 2002 г., во время визита в Словению министра иностранных дел Израиля Ш. Переса, были подписаны соглашения о налогах и о сотрудничестве в области здравоохранения. Министр иностранных дел Словении Д. Руппель заявил во время встречи с Ш. Пересом, что его страна придает большое значение отношениям с Израилем, и помимо посольства в Тель-Авиве был назначен почетный консул Словении в Хайфе. Было выражено пожелание, чтобы Израиль открыл посольство в Любляне. В феврале 2004 г. Д. Руппель посетил Израиль с официальным визитом. Во время встречи с министром иностранных дел Израиля С. Шаломом было подчеркнуто значение, которое придают страны двусторонним отношениям, и выражалась надежда, что вступление Словении в Европейский союз в мае 2004 г. поможет установлению более теплых отношений между Израилем и Европейским союзом.

Смотрите также

сидра

Синайская кампания

сионисты-социалисты

Слиозберг Генрих

Сморгонь