перепись населения
ПЕ́РЕПИСЬ НАСЕЛЕ́НИЯ. Учет населения практиковался в фискальных или военных целях во многих странах Древнего Востока (например в Египте, Мари, Угарите и др.). Согласно Библии, Моисей дважды проводил исчисление сынов Израиля: на втором и 40-м годах после исхода из Египта (Чис. 1–3; 26). Первая перепись населения была проведена у горы Синай, вторая — в Моаве, незадолго до вступления в Землю обетованную. Переписи населения подлежали все боеспособные мужчины, начиная с 20-летнего возраста; левитов исчисляли отдельно, включая мальчиков от месяца и выше. Существовало поверье, что непосредственный подсчет людей влечет за собой Божью кару (мор), поэтому каждый мужчина, подлежащий переписи населения, должен был внести полшекеля серебром как выкуп Господу за свою душу. Серебро предназначалось на сооружение скинии (Исх. 30:11–16). Результаты первой переписи — 603 550 человек, второй — 601 730 человек (о численности левитов см. Леви). До этих переписей говорилось о 600 тыс. евреев-мужчин, вышедших из Египта (Исх. 12:37). Все эти цифры надо считать легендарными (фольклорно-типологическими), что характерно для героического эпоса (см. Исход).
О переписи населения, проведенной царем Давидом, Библия повествует как о тяжком грехе, навлекшем на народ мор, который прекратился лишь после того, как в порыве раскаяния Давид купил у иевусита Аравны (или Орнана) гумно и построил на нем жертвенник Господу (см. II Сам. 24; I Хр. 21; подобные искупительные действия при переписи населения были известны и в Месопотамии). Результаты этой переписи населения таковы: согласно одному источнику (II Сам. 24:9) число мужчин, пригодных к воинской службе, составило в Израиле (видимо, без Иудеи) 300 тыс., а в Иудее — 500 тыс.; согласно другим источникам (I Хр. 21:5–6) — «во всем (!) Израиле» 1 млн. 100 тыс., а в Иудее — 470 тыс., причем левиты и колено Биньямина не были исчислены. В первом случае говорится о том, что мысль провести перепись населения внушил Давиду Бог, прогневавшийся на Израиль (II Сам. 24:1); во втором — что Сатана подстрекал Давида «исчислить Израиль» (I Хр. 21:1).
Существуют разные гипотезы о причинах возникновения поверий о пагубности переписи населения. Полагают, что первоначально это было связано с опасением, как бы какие-то неведомые силы не использовали записанные имена во вред их носителям. Позднее в результате рационализации этого первобытного табу возникла мысль, что блага, ниспосланные Богом, следует не подвергать подробному исследованию, но принимать с благодарностью и благоговением. Высказывалось также мнение, что проведенная Давидом перепись населения была вызвана желанием царя заменить древние племенные институты, воспринимавшиеся как священные, централизованной администрацией. Подсчет ополчения, выступающего против врага (при Сауле — I Сам. 11:8; при Ахаве — I Ц. 20:15), видимо, не рассматривался как прегрешение.
После возвращения из пленения вавилонского были проведены две переписи населения: тех, кто возвратился в Иерусалим и другие города Иудеи под предводительством Зрубавела (Эз. 2; Нех. 7), и тех, кто возвратился под предводительством Эзры (Эз. 8:1–18). Иосиф Флавий (Древ. 1) рассказывает о переписи населения, проведенной с фискальной целью по приказанию императора Октавиана Августа римским наместником Квиринием; учету подлежали не только налогоплательщики, но и принадлежащее им имущество, главным образом земельная собственность. Протест против этой переписи населения стал прологом Иудейской войны I.
В средние века и в начале нового времени евреи, как правило, опасались переписи населения, проводившихся спорадически различными правителями, главным образом в фискальных целях, так как данные переписи нередко использовались для введения ограничений проживания евреев в определенной местности. Во время переписи еврейского населения в Польше, проведенной в связи с роспуском Ва‘ада четырех земель (1764), евреи всячески пытались уклониться от регистрации, опасаясь увеличения налогового бремени. Подача евреями неверных сведений во время переписи населения в Австрии в 18 в. была вызвана стремлением австрийских властей ограничить рост еврейского населения жесткими административными мерами (например, разрешением вступать в брак лишь одному члену семьи мужского пола). К аналогичным средствам самозащиты прибегали евреи России во время рекрутских наборов в царствование Николая I.
Современные специалисты в области демографии подвергают сомнению данные переписи населения, проводившихся до 19 в., и предлагают различные методы проверки их точности. Относительно переписей населения 19–20 вв. (в том числе переписей населения в Советском Союзе) см. Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства. Движение еврейского населения с древности до наших дней.
По инициативе М. Монтефиоре было проведено пять переписей еврейского населения Эрец-Исраэль (1839, 1849, 1855, 1866 и 1875), преследовавших цель изучить условия жизни ишува для разработки программ их преобразования. Переписные листы содержали широкий круг вопросов: возраст, пол, место рождения, род занятий, материальное положение, средства к существованию и др. Так как получение пособия от М. Монтефиоре было обусловлено участием в переписи населения, почти все еврейское население оказалось охваченным ею. Отказы от участия в переписи населения (особенно в первой) по религиозным мотивам были весьма редки, однако некоторые считали эпидемию холеры, разразившуюся в 1866 г., карой за перепись населения. Некоторые недостатки в методах проведения этих переписей и утеря части материалов не умаляют их ценности как одного из важных исторических сведений по истории еврейского ишува в Эрец-Исраэль в 19 в.
В период британского мандата в Эрец-Исраэль были проведены две всеобщие переписи населения: в октябре 1921 г. и ноябре 1931 г. Целью первой переписи было установление численности членов различных религиозно-этнических групп в стране как шаг к предполагавшемуся созыву законодательного собрания. Информация, собранная в ходе этой переписи населения, была весьма скудной. Учитывались сведения о религии, поле, месте жительства, возрасте и семейном положении. Значительно лучше была организована вторая перепись населения, в подготовке которой участвовали еврейские и арабские комиссии. В результате был собран обширный статистический материал, включавший не только данные, учитывавшиеся в первой переписи населения, но и сведения о гражданстве, роде занятий, языке, образовании и состоянии здоровья. Британские власти планировали проведение переписи населения каждые пять лет, однако этому помешали арабские беспорядки 1936–39 гг., а затем начало Второй мировой войны. В самый разгар Войны за независимость была проведена первая всеобщая перепись населения Государства Израиль, на основании которой составлялись списки избирателей в Учредительное собрание (см. Государство Израиль. Исторический очерк. Создание Государства Израиль и агрессия арабских стран, Государство Израиль. Исторический очерк. Первые выборы ноябрь 1948 г. – август 1949 г.) и выдавались удостоверения личности. Большинство счетчиков были добровольцами. Переписные листы содержали большое число вопросов, однако из-за финансовых трудностей молодого государства были опубликованы только общие результаты. В Израиле нет закона, предписывающего проведение всеобщей переписи населения в определенные сроки. Переписи населения проводились в 1961, 1972, 1983 гг. и т. д. вплоть до 2003 г. Ближайшая перепись населения будет проведена в 2009 г. на основе репрезентативной выборки. Переписные листы, содержащие общие вопросы о поле, возрасте, религии, годе приезда в страну, заполнялись всем населением. Каждая пятая семья заполнила расширенный переписной лист с вопросами о жилищных условиях, образовании, языке, профессии, месте работы, количестве детей, браков и др. В некоторых районах Иерусалима и Бней-Брака население отказывалось заполнять переписные листы по религиозным мотивам. Результаты переписи населения обрабатываются и публикуются Центральным статистическим бюро Израиля. После Шестидневной войны (1967) была проведена перепись населения и жилищного фонда контролируемых территорий и Восточного Иерусалима.
См. также Иерусалим. Общие сведения. Население; Государство Израиль. Население, Государство Израиль. Еврейские поселения на контролируемых территориях.