Электронная еврейская энциклопедия. Буква К
киббуц галуйот
КИББУ́Ц ГАЛУЙО́Т (קִיבּוּץ גָּלֻיּוֹת; буквально `собирание изгнаний`, то есть возвращение изгнанных), воссоединение всех евреев в Эрец-Исраэль. Представление о киббуц галуйот противостоит понятиям галут и диаспора. В
киббуцное движение
КИББУ́ЦНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ (הַתְנוּעָה הַקִּבּוּצִית, ха-тну‘а ха-киббуцит), идейно-организационное общественное движение в Эрец-Исраэль, руководящее созданием сети сельскохозяйственных поселений-коммун и контролирующее их деятельность. См. Киббуц.
кибернетика
КИБЕРНЕ́ТИКА. В становление и развитие кибернетики, которая открыла эпоху крупнейшей в истории научно-технологической революции, евреи внесли значительный вклад. Н. Винер, общепризнанный «отец» кибернетики, впервые сформулировал основные
киддуш
КИДДУ́Ш (קִדּוּשׁ; буквально `освящение`), благодарственная бенедикция за освященные и дарованные Богом Израилю дни субботы и праздников; также обряд чтения этой бенедикции, которым провозглашается святость этих дней.
кил’аим
КИЛ’АИ́М (כִּלְאַיִם; буквально `разнородное`), шесть видов смешения, запрет на которые Талмуд выводит из двух библейских текстов: «Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не
кина
КИНА́ (קִינָה, мн. число קִינוֹת, кинот), элегия (иногда причитание) по поводу бедствий и гонений, постигших одну из общин или весь еврейский народ, а также смерти близкого
кино
КИНО́
кислев
КИСЛЕ́В (כִּסְלֵו), при отсчете по данным Библии — девятый, а в позднейшей традиции — третий месяц еврейского года. Соответствует обычно ноябрю–декабрю.
китайские евреи
КИТА́ЙСКИЕ ЕВРЕ́И (или кайфынские; так называемые кайфэнь), еврейская этнолингвистическая группа (община), жила в основном в городе Кайфын (провинция Хэнань). К началу 1980-х гг. свыше 200 потомков
кладбище
КЛА́ДБИЩЕ. В библейской и раввинистической лексике место захоронений носит различные названия: בֵּית עוֹלָם, бет-‘олам (`дом вечности`, Эккл. 12:5; на арамейском בֵּית עָלְמָא, бет-‘алма — ТИ., МК.
клезмеры
КЛЕ́ЗМЕРЫ (от כְּלִי זֶמֶר, кли-земер, `музыкальный инструмент`), еврейские народные музыканты. Играли чаще всего в бродячих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях,
клиппа
КЛИППА́ (קְלִפָּה, `кора`, `оболочка`, `скорлупа`), обозначение сил зла в еврейской мистической литературе.
клойз
КЛОЙЗ (קלויז, идиш), в Центральной и Восточной Европе — помещение (обычно при синагоге), где изучают Талмуд и раввинистическую литературу; нередко также название хасидских молитвенных домов.
клятва
КЛЯ́ТВА (שְׁבוּעָה, шву‘а; означает также `присяга`). В культовых, нравственно-этических и правовых установлениях иудаизма служит скреплению союза, обета, обязательства, принятого на себя, возложенного на другого, на группу
кна‘аним
КНА‘АНИ́М (כְּנַעֲנִים, ханаанцы), прозвище немногочисленной группы молодых еврейских интеллектуалов в Эрец-Исраэль, называвших себя Ха-‘иврим ха-це‘ирим («младоевреи»). Идейные истоки кна‘аним прослеживаются в свойственном раннему светскому сионизму отталкивании
кнесет-Исраэль
КНЕ́СЕТ-ИСРАЭ́ЛЬ (כְּנֶסֶת-יִשְׂרָאֵל; буквально `собрание Израиля`; `собор`), община Израиля в широком смысле, еврейский народ в целом. Понятие кнесет-Исраэль часто встречается в раввинистической литературе и близко по смыслу
книга в иудаизме
КНИ́ГА В ИУДАИ́ЗМЕ. В Библии слово סֵפֶר (сефер, производное от корня ספר, имеющего значение `рассказывать`) обозначает всякий письменный текст: письмо (II Ц. 5:5; Иер. 29:1; наряду
книгопечатание
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ. Печатное дело — после того, как И. Гутенберг изобрел набор подвижными литерами (приблизительно в 1440 г.), — некоторое время оставалось достоянием исключительно христиан. Видимо, немцы
кодификация Закона
КОДИФИКА́ЦИЯ ЗАКО́НА, в иудаизме — создание систематического свода законов Галахи. Побудительной причиной к кодификации Закона послужило осознание необходимости собрать и сохранить как передаваемые устно традиции, так
козёл отпущения
КОЗЁЛ ОТПУЩЕ́НИЯ, см. АЗАЗЕЛ