Электронная еврейская энциклопедия. Буква Х
хасидизм
ХАСИДИ́ЗМ (חֲסִידוּת, хасидут), широко распространенное народное религиозное движение, возникшее в восточноевропейском иудаизме во второй четверти 18 в. и существующее поныне. Хасидизм дал начало общинам, во главе
хаскама
ХАСКАМА́ (הַסְכָּמָה, אַסְכָּמָה, согласие, одобрение; мн. число хаскамот), термин, одно из главных значений которого — одобрение издания книги раввинскими авторитетами, а если книга касалась галахических вопросов
хатан-Тора
ХАТА́Н-ТОРА́ (חֲתַן תּוֹרָה), почетный титул человека, вызываемого к чтению последней главы Пятикнижия, завершающей годичный цикл чтения Торы в праздник Симхат-Тора. Обычно хатан переводится как жених, однако
хафтара
ХАФТАРА́ (הַפְטָרָה — `освобождение`, `прощание`, `конец`, `разрешение`), в талмудической литературе название отрывка из Пророков книг, завершающего публичное чтение Торы в субботу, праздники и посты (см. Парашат
хахам
ХАХА́М (חָכָם, `мудрец`, мн. число חֲכָמִים, хахамим), в библейский период ученый и мудрец, впоследствии знаток Закона; понятие соответствовало званию раввина в сефардских (см. Сефарды) и восточных
хахам-баши
ХАХА́М-БАШИ́ (хахам /на иврите/ — мудрец, баши /по-турецки/ — глава), титул верховного раввина в Османской империи и некоторых ее провинциях. Должность хахам-баши была впервые введена в
хахшара
ХАХШАРА́ (הַכְשָׁרָה), ритуальное очищение посуды, подготовка продуктов к приготовлению кашерной пищи (См. Кашрут); в современном иврите — трудовая подготовка к алие халуцианской молодежи в галуте.
хевра каддиша
ХЕВРА́ КАДДИША́ (חֶבְרָה קַדִּישָא, на арамейском חֶבְרָא קָדִּישָא; `святое общество`), погребальное братство — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к погребению, проводят обряд
хедер
ХЕ́ДЕР (חֶדֶר, буквально `комната`), еврейская религиозная начальная школа. Название хедер впервые упомянуто в 13 в. В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских
хекдеш
ХЕКДЕ́Ш (הֶקְדֵּשׁ), освященный предмет, посвященный на храмовые нужды (см. Храм); в послеталмудический период (см. Талмуд) термин хекдеш без дальнейшей спецификации (стам хекдеш) стал означать имущество, выделенное
хеп-хеп
ХЕП-ХЕП (Hep-Hep), оскорбительный возглас в адрес евреев, а также название погромного движения, возникшего в Германии и некоторых соседних с ней странах в обстановке реакции после наполеоновских
херем
ХЕ́РЕМ (חֵרֶם), то, что стало запретным для пользования или соприкосновения, либо потому, что противно Богу, либо потому, что посвящено Ему. В последнем смысле херем синонимичен термину
херувим
ХЕРУВИ́М (כְּרוּב, керув; мн. число כְּרוּבִים, крувим), упоминаемое в Библии крылатое небесное существо.
хеспед
ХЕСПЕ́Д (הֶסְפֵּד или מִסְפֵּד — миспед), поминальная речь в честь умершего. Хеспед, как правило, произносится во время погребения или в годовщину смерти (см. Хазкарат нешамот, Траур).
хетты
ХЕ́ТТЫ (חִתִּים, хиттим), древний народ индоевропейской языковой группы, населявший восточную часть Анатолии (Малой Азии). В Библии хетты упоминаются как великий народ, чья земля простиралась «от пустыни
хефкер
ХЕФКЕ́Р (הֶפְקֵר, в древних рукописях Мишны и Иерусалимского Талмуда также הֶבְקֵר — хевкер — таково, по-видимому, правильное написание этого слова, а его изменение отражает фонетические процессы,
хешван
ХЕШВА́Н (חֶשְׁוָן; также мархешван, מַרְחֶשְׁוָן), при отсчете по данным Библии — восьмой, а в позднейшей традиции — второй месяц еврейского года. Соответствует обычно октябрю–ноябрю.
хиллул-ха-Шем
ХИЛЛУ́Л ХА-ШЕ́М (חִלּוּל הַשֵׁם, `осквернение имени Всевышнего`, `пренебрежение именем Всевышнего`, богохульство), первоначально означало упоминание имени Бога в неправдивом высказывании или какое-либо другое умаление Его чести. Так,
хиллула
ХИЛЛУЛА́ (הִלּוּלָה; на арамейском הִלּוּלָא), празднество, торжественное свадебное празднество; ныне — поминовение выдающихся законоучителей и раввинов в годовщину их смерти, часто отмечаемое народным гулянием и паломничеством
химия
ХИ́МИЯ. В становлении химии как науки (см., например, Физика) евреи в силу их социального и культурного статуса до эпохи эмансипации практически не принимали участия. Имеются многочисленные,